Человеческий Т-клеточный лимфотропный вирус типа 1 (HTLV-1) и Opisthorchis Viverrini
Т-лимфотропный вирус человека (HTLV-1) — это онкогенный ретровирус, являющийся этиологическим фактором Т-клеточного лейкоза и нейродегенеративного заболевания — НТLV-1-ассоциированной миелопатии (тропического спастического парапареза). Единичные случаи инфекции встречаются во многих странах мира. Наиболее распространена эта инфекция в некоторых регионах Японии, Южной Америки, большинство стран Экваториальной Африки и некоторых стран Карибского бассейна. В России и странах СНГ зарегистрированы единичные случаи HTLV-1 инфекции.
У инфицированного этим вирусом человека заболевание возникает не ранее чем через 20–30 лет после заражения и не более чем у 3-4% инфицированных лиц. Продолжительный латентный период и низкий процент заболевающих говорят о том, что трансформация инфицированных вирусом Т-клеток происходит после серии клеточных повреждений и мутаций. Инфицирование вирусом HTLV-1 происходит при переливании крови от инфицированных лиц, половым путем и с материнским молоком.
Opisthorchis Viverrini (Описторхоз) — это вид паразитических плоских червей, вызывающих описторхоз (заболевание из группы трематодозов). Заражение происходит при приеме в пищу сырой, слабосоленой или недостаточно термически обработанной речной рыбы, по данным 1893 года — семейства карповых. Заболевание характеризуется поражением внутрипеченочных желчных протоков, желчного пузыря и протоков поджелудочной железы.
Наиболее серьезным осложнением является рак печени, желчных протоков и поджелудочной железы — органов паразитирования описторхов. Особенностью опухолей печени у больных описторхозом является развитие их преимущественно из эпителия желчных протоков. Морфологически до 80% опухолей являются холангиокарциномами.
Механизм канцерогенеза при описторхозе окончательно не изучен. Многочисленные патоморфологические, эпидемиологические и клинические исследования убеждают, что описторхоз является предраковым состоянием. В гиперэндемичных очагах рак печени встречается в 3–9 раз, поджелудочной железы в 2 раза, а внепеченочных желчных протоков в 13 раз чаще, чем на остальных территориях.