«Я абсолютно здоровый человек», — история Натальи Дубининой, победившей остеосаркому и живущей с имплантом грудной клетки

О своем диагнозе — остеосаркома — заслуженная пенсионерка и ветеран Ямала Наталья Николаевна Дубинина из города Губкинский узнала в 2021 году в возрасте 59 лет.
Остеосаркома — это первичное злокачественное образование, которое возникает в костях скелета, имеет три степени злокачественности. Как правило, пациентам, которые сталкиваются с третьей степенью злокачественности — с высоко-злокачественной остеосаркомой — назначают комбинированное лечение: на первом этапе это, чаще всего, химиотерапия, на втором — локальный контроль или хирургическое вмешательство. И в послеоперационном периоде таким пациентам тоже показана дальнейшая химиотерапия. К счастью, Наталья Николаевна обратилась в тот момент, когда опухоль имела первую степень злокачественности, и в ее случае единственным правильным и доступным вариантом было хирургическое лечение.
«Поначалу, когда я пришла к терапевту с жалобами на боль в грудной клетке, мне сказали, что это межреберная невралгия, назначили мази. Но боль не проходила. Пошла на прием еще раз. И врач посоветовала мне сделать КТ, по результатам которого у меня обнаружили опухоль.
Отправили к онкологу, обследовали, сделали КТ с контрастом — опухоль подтвердилась. Отправили в Ноябрьск дальше обследоваться, там взяли биопсию, по результатам которой поставили диагноз остеосаркома. Сказали, что без операции не обойтись. И еще сообщили, что у нас на Ямале такие операции пока не делают, и нужно ехать в Москву или Санкт-Петербург. Я выбрала Москву. Дали направление в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина. Записалась через колл-центр по ОМС.
Пугающее решение
Честно скажу, поначалу на меня навалились и страх, и мысли депрессивные. Переживала, думала, почему у меня рак? Как? Откуда он взялся? У меня тогда ребенок был еще несовершеннолетний, учился в колледже. И я решила, что хочу жить, мне еще сына поднимать. Взяла себя в руки, и решилась на операцию. Несмотря на то, что мне сказали, что операция очень серьезная и длительная, в целом я была к ней морально готова.
Группа поддержки у меня была хорошая — близкие и родственники очень поддерживали, советовали не накручивать себя, не переживать, говорили, что сейчас современная медицина на высоте, что не я первая, и такие операции уже делались, и все у меня будет хорошо.
Сыну, конечно, тоже сообщила о своем диагнозе, сказала, что мне будут ставить 3D имплант грудной клетки. Он все посмотрел, изучил и сказал: «Мама, все будет хорошо! Посмотри, там такие операции хорошо делают, все современно и высокотехнологично».
Когда ехала в Москву, признаюсь, в тайне надеялась, что там мой диагноз не подтвердится, что я приеду в центр, там меня посмотрят и скажут, что это не саркома, что все нормально и все обойдется. Но и в центре Блохина подтвердили, что у меня остеосаркома грудной клетки. Как только было получено финальное итоговое заключение, врачи пришли ко мне и рассказали все, как есть. Сказали, что это нужно лечить и самое главное — можно вылечить, что не нужно ни в коем случае ждать и откладывать операцию, что я — большая молодец, что проделала такой огромный путь, что приехала с другого уголка России и доверилась им как специалистам. Разговаривали со мной в несколько этапов, подробно рассказывали про лечение, про период восстановления, и тогда я окончательно приняла эту ситуацию, взяла себя в руки, настроилась на победу и пошла на операцию уже абсолютно спокойно.
Жизнь с имплантом
Мне полностью удалили опухоль и поставили 3D имплант грудной клетки. После операции сутки провела в реанимации, а потом в общей палате где-то 1,5 месяца — нужно было находиться под наблюдением врачей. Никакого другого лечения, ни лучевой, ни химиотерапии в моем случае не понадобилось.
Имплант прижился нормально. Конечно, по началу чувствовалось, что внутри тебя что-то инородное, что тело какое-то не свое. Но со временем привыкаешь с этим жить. После выхода из больницы каждые три месяца в течение двух лет я приезжала на обследование. Я еще сначала волновалась, как буду теперь летать на самолете, буду, наверное, постоянно пищать в этих рамках. Но нет, летала каждые три месяца и ничего не пищало, проходила спокойно.
Несмотря на то, что мне установили вторую группу инвалидности, больной я себя не считаю. Я абсолютно здоровый человек, и прекрасно сама со всем справляюсь. Живу полноценной жизнью, так же, как и обычные люди, – хожу в кино, на концерты, езжу отдыхать на дачу к друзьям, гуляю в лесу — а так у нас особо негде развернуться — город небольшой. То есть, в целом ничего в моей жизни не поменялось».
Инновационная медицина
Для того чтобы такая операция, какая была проведена Дубининой Наталье Николаевне, состоялась, должно пройти несколько важных этапов. Сначала пациенту выполняют специальное диагностическое исследование, на основании чего составляется заключение, которое затем направляется био-инженерам — это большая команда, состоящая из клиницистов, рентгенологов и инженеров.
На первом этапе выполняется моделирование — строится 3D модель того импланта, который будет в дальнейшем напечатан и использован во время операции. Далее после согласования финального макета будущего импланта, начинается непосредственно печать изделия. Она может занимать от 7 до 10 рабочих дней. На данный момент наиболее востребованный для этого материал — сплав титана. В мировой литературе за период наблюдения именно титан показал наилучшую био-совместимость к тканям организма. Как только имплант готов, пациента начинают готовить непосредственно к хирургическим этапу.
В России в федеральных центрах хирургические вмешательства подобного рода (реконструктивные, реконструктивно-пластические операции) для всех граждан РФ выполняются по программе государственных гарантий совершенно бесплатно.
Стоит отметить, что на всех этапах подготовки к операции работает большая мультидисциплинарная команда, включающая в себя клиницистов, рентгенологов, торакальных хирургов, пластических хирургов и био-инженеров. Во время хирургического вмешательства в операционной также работает большая мультидисциплинарная команда, где есть хирурги-онкологи, онко-ортопеды, торакальные хирурги, пластические хирурги, а также высоко опытная анестезиологическая бригада. И только в работе большой команды такое хирургическое вмешательство может быть проведено.
Если говорить о преимуществах данного метода перед теми технологиями, которые были задействованы ранее, то, во-первых, это анатомичность. Такой имплант печатается индивидуально под каждого пациента. То есть удается соблюсти анатомичность структуры после резекции грудной стенки, что дает в последствии достойный косметический результат и, конечно же, влияет на качество жизни пациента. Во-вторых, такие импланты обеспечивают надлежащую каркасность грудной стенки и позволяет предотвратить у пациента парадоксальное дыхание. И наконец, благодаря внедрению технологии 3D-принтинга существенно сократилось время самого хирургического вмешательства. Используемые ранее готовые титановые пластины необходимо было моделировать исключительно во время операции — что-то лишнее удалять, что-то сгибать, что-то делать под дефект, который образовался после резекции грудной стенки. Таким образом время операции увеличивалось, как и время пребывания пациентов в наркозе, а также столь долгие операции могли привести к повышенному риску инфицирования послеоперационной раны.
Последние достижения науки и медицинской практики — большой и важный шаг на пути борьбы с онкологическими заболеваниями. Они позволяют не только победить раковую опухоль, но и сохранить качество жизни пациентов.
Но также важно не забывать, что приверженность принципам здорового образа жизни существенно снижает риск развития онкозаболеваний, а регулярное прохождение профилактических осмотров и диспансеризации помогает диагностировать рак на ранней стадии, когда болезнь наиболее эффективно поддается лечению.
* * *
Уважаемые читатели!
Если вы или ваши близкие, друзья, знакомые столкнулись с онкологическим заболеванием и сумели его победить, сообщите нам. Ваша история может помочь тем, кто борется с недугом, поддержит их на пути к ремиссии и выздоровлению.
Обязательно пишите нам на почту story@onco-life.ru