«Помню тот день, когда я легла»

 

«Жизнь была без сюрпризов, а медицинская карта была наверное самой тонкой в моей семье, – грустно улыбается Татьяна, – даже обычный укол был чем-то неординарным. А потом – рак молочной железы IV стадии. Полтора года провела в постели».

 

Все началось с болей в спине 

Сначала заболела спина – Татьяна не обратила внимания, ведь «спина болит у всех». Боли были редкими, но со временем женщина начала замечать, что они становятся сильнее, а в один день у нее онемела рука. В тот момент, когда Татьяна обратилась к врачу, ходить было уже тяжело – боль в спине отдавала в ноги. Началась череда обследований.

«Врачи в одной из больниц сразу увидели на КТ, что все мое тело в метастазах, – продолжает Татьяна. – Опухоль молочной железы. Внешне сначала абсолютно было неощутимо, только рука со стороны больной груди уже не шевелилась, но в один момент опухоль просто вылезла наружу… И дальше по обследованиям. Помню день, когда я легла. 15 ноября 2022 года». Все лекарственное лечение Татьяна получала дома – на обследования ее привозили на носилках.

 

«На фоне метастатических очагов в костях произошел патологический перелом третьего поясничного позвонка, из-за которого пациентка уже не могла вставать, – комментирует Руслан Кабардаев, к.м.н., врач-онколог отделения вертебральной онкологии НМИЦ Блохина. – Но тем не менее по месту жительства никто не порекомендовал ей обратиться к нам или еще куда-то (на консультацию к онкоортопеду), чтобы получить помощь по поводу перелома позвонка. С 2022 года в лежачем положении пациентка получала системную противоопухолевую терапию. Если говорить о правильном подходе к лечению, то проводить операцию по стабилизации позвоночника можно было после начала лекарственного лечения. Но наша пациентка даже не знала, что такая возможность есть».

«Какой, собственно, день может быть у лежачего человека? – говорит Татьяна. – Проснулась, поела, а дальше свои дела – читаю, вяжу, рисую… Без дела все равно не лежала, а то с ума бы сошла. Ощущения, что жизнь закончилась не было даже тогда. Бывали, конечно, дни, когда ничего не хотелось и все было в мрачных тонах, но это у любого человека бывает. Я держалась довольно позитивно, как бы странно в моей ситуации это не звучало!»

Что делать дальше? 

Мама Татьяны начала задавать вопросы – что делать дальше? Лечение опухоли молочной железы давало свои результаты, но как быть с тем, что дочь не ходит уже больше года? Но в ответ слышала слова о том, что за лечение позвоночника в случае Татьяны не возьмется никто – слишком распространенный опухолевый процесс. Какие операции в таком состоянии могут быть? Но мама Татьяны не теряла надежды – начала искать врачей самостоятельно. И, наконец, одна из знакомых посоветовала обратиться в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина – в отделение вертебральной онкологии.

«Профиль работы нашего отделения – это пациенты с опухолевым поражением позвоночника, крестца, костей таза, с угрозой развития патологических переломов или уже с произошедшими костными осложнениями, как правило это пациенты с выраженным болевым синдромом и неврологической симптоматикой, – рассказывает Кирилл Борзов, к.м.н., заведующий отделением вертебральной онкологии Блохина. – Конечно, коллеги из смежных отделений, например, химиотерапии, направляют к нам пациентов до появления каких-то серьезных костных осложнений, но, к сожалению, бывает, что они проявляются между курсами лечения – пациенты обращаются к нам с патологическими переломами, компрессией спинного мозга и ортопедическими проблемами. Само наличие отделения вертебральной онкологии в структуре онкологического учреждения – уже редкость среди онкологических учреждений! Наша работа на разных этапах лечения охватывает всех пациентов Онкоцентра с поражением позвоночника – и в поликлинике, и уже в стационаре».

Вовремя диагностировать опухолевое поражение позвоночника до того, как наступят грозные осложнения – чрезвычайно важно. Чем менее выражена клиника поражения и разрушения позвонков, тем меньшим объемом операции врачи могут обойтись. Тем пациентам, которые обратились в отделение вертебральной онкологии до возникновения патологического перелома, онкологи могут полностью восстановить опорную способность позвоночника с помощью малоинвазивной хирургии – вертебропластики и чрескожной стабилизации – операции проводят через небольшой прокол или несколько маленьких разрезов.

Освободить спинной мозг 

«С технической точки зрения основная задача такой операции – это освобождение спинного мозга, нервных корешков от сдавления опухолевыми массами или костными отломками и установка металлоконструкции для стабилизации позвоночника – после такой операции наши пациенты продолжают системное лечение на "своих ногах", – объясняет Руслан Магомедович. – Операции такого типа на позвоночнике далеко не простые, но для нас уже стали рутинными – мы выполняем их каждый день. Но несмотря на это, пока не все специалисты в стране знают, что даже пациентам с IV стадией опухолевого процесса можно помочь сохранить хорошее качество жизни».

«Мне было чудовищно страшно, – признается Татьяна. – Сколько раз я слышала, что больше не встану! Тем более никаких серьезных операций у меня раньше не было – вдруг что-то пойдет не так… Да и сейчас не по себе – хоть уже и сидеть могу, после полутора лет в лежачем состоянии. Пока каждое движение дается с невероятным трудом, настолько у меня ослабли мышцы. Но врачи обещают, что со временем это пройдет».

«Помимо сломанного позвонка, за полтора года у пациентки появилась гипотрофия мышц нижних конечностей – из-за отсутствия нагрузки в течение длительного времени, после операции на спине, ноги были просто не готовы функционировать как раньше, – продолжает Кирилл Александрович. – Поэтому реабилитационные мероприятия после операции мы начали с восстановления мышечной силы в ногах, затем постепенно стали поднимать пациентку, дав немного постоять и тем самым компенсировали головокружение, возникающее у любого человека, который долго лежал. И уже после преодоления ортостатических проблем, связанных со снижением давления при положении стоя после длительного лежания, мы постепенно перешли на ходьбу с ходунками – мы надеемся, вскоре Татьяна сможет ходить самостоятельно».

Несколько дней назад Татьяну выписали из отделения вертебральной онкологии – она будет продолжать системное лечение основного заболевания. Но теперь, впервые за долгое время, ее жизнь выйдет за пределы одной комнаты – как признается наша героиня, больше всего ей хочется просто выйти на улицу и погулять – она не могла сделать это целых полтора года.

 

* * *

Уважаемые читатели!

Если вы или ваши близкие, друзья, знакомые столкнулись с онкологическим заболеванием и сумели его победить, сообщите нам. Ваша история может помочь тем, кто борется с недугом, поддержит их на пути к ремиссии и выздоровлению.

Обязательно пишите нам на почту story@onco-life.ru