«Вакцина» от рака — миф или реальность?

 

Онкозаболевания во взрослом возрасте часто связаны с влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды на клетки организма, которые «ломаются», начинают бесконтрольно делиться, и в последующем это приводит к тому, что образуется опухоль. Многие пациенты, столкнувшиеся с онкологическим заболеванием, задаются вопросом, почему же организм вовремя не справился с этой проблемой самостоятельно. В нашем организме существуют множественные системы, которые способны предотвратить появление таких «поломанных» клеток. Однако ключевым моментом является то, что эти системы заточены на предотвращение поломки, но не на устранение ее последствий. Опухоли любой природы развиваются из наших собственных клеток и не являются для нашего организма и иммунной системы «чужеродным телом». Именно поэтому иммунитет не может бороться с болезнью так же эффективно, как с инфекцией, которая попадает в организм извне.

 

Но это не значит, что мы не можем помочь нашему иммунитету. Одной из передовых технологий современной персонализированной (то есть направленной индивидуально на каждого пациента) медицины является иммунотерапия. Ученые нашли подходы, которые позволяют «научить» наш иммунитет распознавать опухоли. Для этого у пациента из крови выделяют клетки, модифицируют их в условиях лаборатории, а затем вводят эти же клетки обратно. Данные клетки «обучают» своих соратников, активно размножаются — и иммунитет становится нашим активным помощником в борьбе с онкозаболеваниями. В связи с тем, что мы активно привлекаем именно иммунную систему для борьбы с раком, эти препараты можно назвать «вакциной от рака», однако их применяют исключительно для лечения, а не для профилактики болезни.

 

Когда появились такие методы лечения рака? Как и где применяются эти препараты? Что является показанием или противопоказанием для такого варианта лечения?

 

На эти и многие другие вопросы ответила профессор Ирина Александровна Балдуева, заведующая научным отделом онкоиммунологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России.

 

 

Балдуева Ирина Александровна

Заведующая научным отделом онкоиммунологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России, ведущий научный сотрудник, врач-онколог, доктор наук

 

Расскажите, пожалуйста, чем занимается Ваш отдел?

Научный отдел онкоиммунологии «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» занимается разработкой и внедрением новых технологий клеточной иммунотерапии онкологических заболеваний. Это вакцины на основе аутологичных компонентов крови (то есть собственных клеток пациента) с иммуногенными (активирующими иммунитет) опухолеспецифическими дендритными клетками*. А также CAR-T** для лечения лимфопролиферативных (лимфомы, лейкозы) заболеваний у детей и взрослых.

 

Кроме того, к деятельности отдела относится изучение иммуногенетического профиля пациентов с агрессивным течением злокачественного опухолевого процесса, устойчивого к стандартным методам лечения, и создание персонализированных клеточных систем на основе тумороидов*** для оптимизации лекарственного лечения агрессивных форм**** солидных опухолей (опухолей органов и тканей).

 

Помимо этого, отдел занимается созданием биобанка биологических образцов однотипно пролеченных пациентов и подготовкой к лицензированию производства биомедицинских клеточных продуктов на базе «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова» с целью разработки новых клеточных технологий для лечения онкологических пациентов.

 

* Дендритные клетки — это звено иммунного ответа, которое показывает нашему иммунитету, что является чужеродным, что необходимо уничтожить.

 

** В основе CAR-T клеточной терапии лежит изменение собственных Т-лимфоцитов, которые затем начинают самостоятельно распознавать и уничтожать клетки лейкоза/лимфомы.

 

*** Тумороид — это так называемая «опухоль в пробирке», то есть у пациентов забирают клетки опухоли, увеличивают их количество. Затем в специальных условиях на них можно применять разные компоненты химиотерапии для подбора наиболее эффективной схемы лечения именно этого пациента.

 

**** Агрессивными формами рака считаются те опухоли, которые не удается сдерживать/лечить при помощи стандартных, широко применяемых схем химиолучевой терапии.

 

Почему это направление так важно и уникально?

Стандартные методы лечения распространенных форм злокачественных новообразований остаются недостаточно эффективными при агрессивном течении болезни и требуют дальнейшего изучения иммуногенетических механизмов развития опухолевого процесса.

 

Как работают вакцины против рака?

Разработка отечественных инновационных вакцин из аутологичных дендритных клеток основана на их способности запускать Т-клеточный иммунный ответ против опухолевых антигенов. Иными словами, дендритные клетки, полученные из собственных клеток крови пациента и введенные ему обратно, учат клетки-киллеры иммунитета человека распознавать опухолевые клетки и уничтожать их.

 

Кому показаны вакцины против рака?

Вакцины против рака показаны онкологическим больным с агрессивным течением заболевания и отсутствием эффективности стандартных методов лечения.

 

Насколько доступны вакцины против рака?

Вакцины против рака доступны в экспериментальном режиме в нескольких клиниках в мире. На сегодняшний день в России это платный вид лечения. Стоимость лечения в нашей стране гораздо ниже, чем за рубежом при сравнимой эффективности.

 

Почему раньше не было подобного лечения?

Первые исследования в этой области проводились до открытия лучевой и химиотерапии более 200 лет назад. Химиотерапия и лучевые методы лечения вытеснили иммунотерапию. В настоящее время возобновился интерес к иммунотерапии в связи открытием белков, которые тормозят противоопухолевый иммунный ответ.

 

Можно ли полностью предотвратить риск возникновения онкологических заболеваний с помощью вакцины от рака?

В настоящее время такие исследования не проводятся. Злокачественные образования чрезвычайно разнородны, что затрудняет использование единого подхода к их профилактике.

 

Каковы перспективы развития данного направления исследований?

Перспективно применение в комбинации с другими методами лечения (таргетной терапией, лучевой терапией, химиотерапией, гормонотерапией) и поиск новых ингибиторов контрольных точек иммунного ответа.