ОНКО ЛОГИЧНО: Лариса Болотина о современной лекарственной терапии онкологических заболеваний
Заведующая отделением химиотерапии ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, д. м. н., доцент РАН
— Что такое химиотерапия и для чего она нужна?
— Химиотерапия — это специальные лекарства, которые имеют способность оказывать губительное воздействие на опухолевые клетки. Это их основная задача и их основное отличие от лекарств, которые мы используем для лечения любых других заболеваний.
Нам нужно добиться остановки роста и жизни опухолевой клетки. В каких-то случаях она может погибнуть в процессе проведения лекарственной терапии, в других случаях она прекратит свое дальнейшее развитие и не сможет делиться, чтобы увеличить объем опухолевой массы. Некоторые препараты оказывают прицельное воздействие на мутации, изменения генома опухолевой клетки, что приводит к прекращению ее дальнейшей жизни и развития, к апоптозу — естественной гибели опухолевой клетки.
— Как изменились препараты для химиотерапии по сравнению с теми, которые использовались 30 лет назад?
— Пожалуй, начать следует с того, что слово «химиотерапия» сегодня отражает лишь часть возможностей лечения онкологических заболеваний. Правильно говорить «лекарственная терапия». На сегодняшний день этот раздел включает в себя использование не только цитостатиков — это и есть химиотерапия, — но и гормональных средств, средств таргетной терапии, нацелено воздействующих на определенные изменения в опухолевых клетках. Еще один большой современный раздел — использование иммуноонкологических препаратов, то есть иммунотерапии.
И уже можно понять, насколько более широким стал спектр противоопухолевых лекарственных средств, которые более детально, правильно и прицельно могут подбираться для каждого пациента, с учетом его конкретной патологии и других важных факторов, которые как характеризуют само заболевание, так и учитывают определенные характеристики пациента.
— Срок жизни без химиотерапии больше, чем с химиотерапией?
— Это абсолютный миф, который непонятно, откуда мог появиться. Конечно же, нет. Врачи потому и рекомендуют специальную противоопухолевую лекарственную терапию, чтобы, остановив рост опухоли, дать возможность остальным клеткам и тканям организма продолжать нормально функционировать.
Химиотерапия должна быть грамотно назначена врачом по показаниям. Терапия, назначенная специалистом, не может привести к сокращению жизни в сравнении с вариантом, когда лечение онкологического заболевания не проводится.
Назначая химиотерапию, каждый врач ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, добиться увеличения продолжительности жизни пациента. А этого можно достичь, если опухоль начнет уменьшаться в процессе лечения. И вторая основная задача — чтобы жизнь в процессе лечения имела хорошее качество. Препараты могут вызвать неприятные токсические реакции. Врач, зная об этом, назначит средства коррекции, чтобы лечение было не только эффективно, но и безопасно для пациента.
Безусловно, любое лекарственное средство имеет определенные побочные действия. Это относится не только к химиопрепаратам и лекарствам, которые используют для лечения злокачественного онкологического заболевания. Другие лекарственные средства, тот же аспирин, могут повышать риски, например, кровотечений и других осложнений. Врачи хорошо информированы о том, какое побочное действие от каких противоопухолевых лекарств можно ожидать. Именно поэтому, назначая лекарственное средство, врач сначала вам предложит (если у вас есть какие-то сопутствующие заболевания) посетить специалистов, чтобы подобрать лечение сопутствующих заболеваний.
Наиболее частыми неприятными осложнениями при использовании цитостатиков бывают тошнота и рвота. Сегодня в арсенале абсолютно всех онкологов есть большой перечень препаратов для коррекции этих осложнений. Эти средства могут быть в таблетках, в свечах, в сиропах — поэтому можно выбрать тот вариант, который более удобен каждому пациенту.
Достаточно часто могут наблюдаться изменения со стороны картины крови. Но химиотерапевты об этом хорошо знают. И вам обязательно будет рекомендована сдача анализов крови в конкретные сроки, чтобы предотвратить развитие этого осложнения либо, если оно все-таки разовьется, своевременно назначить препараты, которые позволят вернуть картину крови в норму.
— Правда ли, что за границей применяются совсем другие лекарства, и если есть деньги, то лучше лечиться за рубежом?
— Это глубочайшее заблуждение. Сегодня во всем мире врачи лечат по одинаковым протоколам. Существуют так называемые клинические рекомендации, которыми и пользуются онкологи. Одну и ту же болезнь в разных странах будут лечить одинаковыми препаратами.
Существует еще одно заблуждение: что сами по себе лекарства могут быть хуже в нашей стране или в какой-то другой. Это ошибочное мнение.
Состав препарата, его химическая формула является одинаковой во всех странах, как бы эти лекарства ни назывались.
В одной стране они могут иметь одно торговое название, в другой стране другое, но при этом они будут иметь такую же химическую формулу и работать одинаково и равноэффективно.
— Что такое таргетные препараты и как они работают?
— Таргетные препараты — это лекарства, которые эффективны, только если в опухолевой клетке есть определенная мишень, то есть поломка гена, которая и будет «притягивать» к себе лекарственный препарат. Образно это можно представить как ключ, который подходит к замку. Ключ — это таргетный препарат, а замок — та уникальная поломка в раковой клетке, которую «увидит» и заблокирует лекарство.
— Что такое иммунная терапия?
— Иммунная терапия — это особый вид противоопухолевой лекарственной терапии, при которой препараты не сами убивают раковую клетку, а заставляют защитные клетки организма лучше «узнавать» и убивать клетки опухоли. Эти лекарства особенно эффективны, если на опухолевых клетках есть специальные рецепторы. Эти лекарства применяются не при всех видах злокачественных новообразований.
— Химиотерапия провоцирует образование метастазов?
— Очень вредный миф. Метастазы являются «клонами» опухоли и обычно одинаково с «материнской» опухолью реагируют на противоопухолевые лекарства.
— Что такое гормональная терапия? И в каких случаях ее применяют?
— Гормональная терапия — особый вид противоопухолевой терапии, при котором врач назначает препараты, подавляющие образование в организме человека гормонов, которые могут «питать» опухоль. Они эффективны только при гормон-чувствительных опухолях.
— Что такое клинические исследования?
— В клинических исследованиях изучают новые лекарственные препараты, эффективность и безопасность которых сравниваются с наиболее эффективными схемами противоопухолевой терапии, которые уже доказали свою эффективность, закреплены в клинических рекомендациях и которые врачи уже назначают.
— Народная медицина безвреднее и эффективнее, чем лекарственная терапия?
— Это миф. Народные «целители» не подтверждают результаты своего «лечения» обследованием. Они часто используют средства, которые могут маскировать проявления опухоли (например, притуплять ощущение боли, снимать тревожность и т. д.). Также часто «исцеляют» не злокачественные образования. Не теряйте время, лечась у таких «специалистов».
Помните, что онкологические заболевания, выявленные на ранней стадии, излечимы в 90% случаев!
— Есть мнение, что химиотерапия — заговор фармкомпаний, а на самом деле есть простые и дешевые способы вылечить рак. Это так?
— Это очень опасный миф, который приводит к тому, что люди, следуя таким рекомендациям соседей, интернета и других источников, теряют очень важное время, когда, назначив правильное лечение, врач сможет добиться лучших результатов — иногда вплоть до полного излечения.
Химиотерапия, как и другие варианты противоопухолевого лекарственного воздействия, является очень высокоэффективным методом. Но максимального эффекта можно ожидать, только когда она назначена в правильное время.
— Расскажите самую запомнившуюся историю выздоровления в Вашей практике.
— За годы своей практики я могу вспомнить очень много таких историй. Но я бы хотела коротко рассказать об одной.
Я начала лечить женщину, у которой был установлен диагноз «рак молочной железы». А через несколько лет заболела ее взрослая дочь. На фоне беременности у дочери возникла опухоль яичников. И после прохождения всех современных методов диагностики было установлено, что развитие опухоли у обеих было связано с наличием определенной мутации в генах.
В течение семи лет девушка проходила лечение. Мы использовали различные методы: и химиотерапию, и операцию, и использование таргетных препаратов (именно потому, что была выявлена мутация).
Сейчас она, к счастью, здорова и проходит регулярное обследование, а её дочь пошла в первый класс.
Это очень яркий пример того, что не нужно бояться проводить противоопухолевое лечение, когда оно может дать такие чудесные результаты.
— Вы рассказали об истории, в которой была молодая девушка. И сейчас в принципе много молодых людей заболевают раком. А есть ли какие-то рекомендации именно для молодых людей?
— Это очень важный вопрос. Всегда перед началом лечения молодых мужчин, у которых еще нет детей, мы обязательно рекомендуем им озаботиться криопрезервацией спермы. Это же касается и молодых бездетных женщин: мы советуем проконсультироваться со специалистами, которые смогут оценить возможность заморозки яйцеклеток. Чтобы в последующем женщина могла иметь детей.
— Что самое сложное в вашей профессии?
— Для меня самое сложное — встретиться с ситуацией, когда пациенту сложно предложить какой-либо вариант противоопухолевого лечения и когда приходится говорить о том, что нужно прервать лечение и сделать акцент на том, чтобы бороться с симптомами болезни, а не проводить активное противоопухолевое лечение. К счастью, сегодня в нашем арсенале существует огромное количество лекарственных препаратов. И если мы не можем, например, использовать цитостатики, то есть возможность в ряде случаев предложить другие виды противоопухолевого лечения, которые будут менее токсичными и на какое-то время дадут возможность заместить необходимость проведения более агрессивной противоопухолевой терапии.
— Какие методы лечения рака в настоящее время самые эффективные?
— К методам лечения злокачественных опухолей относятся: хирургическое вмешательство, когда выполняется операция по удалению опухоли, лучевая терапия, которая предполагает использование лучей, воздействующих на злокачественную опухоль, и лекарственная терапия, которая включает в себя различные варианты (химиотерапию, гормональную терапию, иммунотерапию, таргетную терапию). И все эти методы могут активно использоваться в лечении злокачественных образований.
Работа хирурга является основным компонентом лечения злокачественной опухоли. Другое дело, что не во всех ситуациях сейчас начинают с этого метода лечения. Иногда перед выполнением хирургического вмешательства может быть рекомендовано проведение небольшого количества курсов химиотерапии для уменьшения размеров злокачественного новообразования, что позволит хирургу более радикально, полностью его убрать.
Следующим методом локального лечения является лучевая терапия. На сегодняшний день в этом методе есть много дополнительных методик. Врач-радиотерапевт может выбрать наиболее подходящий для клинической ситуации вариант проведения лучевой терапии. Иногда это так называемая стереотаксическая лучевая терапия, когда луч воздействия проводится прицельно, исключительно на злокачественное образование.
Очень обширным методом лечения злокачественных новообразований является лекарственная терапия, которая включает в себя много разных направлений, о которых мы сегодня уже говорили. Это и химиотерапия, и гормональная терапия, и иммунотерапия, и таргетная терапия.
Эти три основных столпа на сегодняшний день являются основными методами лечения злокачественных опухолей.
Выработка плана лечения всегда происходит на онкологическом консилиуме, где присутствуют представители всех направлений лечения злокачественной опухоли: и хирурги, и радиотерапевты, и специалисты, которые занимаются лекарственной терапией.
Формирование плана лечения, принятие решения, с чего надо начать лечение конкретного пациента, будет зависеть от ряда важных факторов. Это факторы, относящиеся к опухоли: ее чувствительность к нехирургическим методам лечения, распространенность процесса. И второй важный компонент, который будет учитываться, — это состояние самого пациента, его сопутствующие патологии и понимание того, какие методы лечения при, например, их равной эффективности пациент сможет перенести с меньшей потерей для себя.