О раке яичка

онколог александр носов
Носов Александр Константинович

Заведующий хирургическим отделением онкоурологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, к.м.н.

– Александр Константинович, насколько часто встречается рак яичка?

– Это достаточно редкое злокачественное новообразование. Заболеваемость в России не превышает трех случаев на 100 тысяч населения в год. При этом оно чрезвычайно социально значимо, потому что поражает в основном молодых мужчин – от 20 до 40 лет, которые могут выполнять как мужские, так и экономические функции, радовать свою семью и приносить пользу обществу. В этой группе рак яичка стоит на втором месте среди причин онкологической смертности.

– Кто находится в группе риска? Помимо возраста, есть какие-то еще факторы?

– Во-первых, это наследственные факторы. Если, например, у молодого человека ближайшие родственники (чаще всего брат или отец) имели подобное заболевание, то риск возрастает. Влияют также наследственные синдромы, в частности, эндокринологические. Еще одна важная группа риска – пациенты с крипторхизмом (неопустившимся яичком), которые оперировались или, тем более, не оперировались до полового созревания. Серьезная угроза заболеть раком яичка у мужчин с инфертильностью, т.е. у тех, у кого возникла проблема с зачатием ребенка.

– Проявляет ли себя заболевание на ранней стадии? Как не пропустить рак яичка?

– Это заболевание с наружной локализацией. И изменения, которые происходят в яичке, достаточно легко и быстро определяются самим пациентом еще на ранней стадии. Но к сожалению, обращаются к врачу, как правило, не сразу. Ведь это чрезвычайно психологически важная для мужчины область. Поэтому и любые изменения мужчины склонны замалчивать до того момента, пока они не начнут носить достаточно выраженный характер, приносить определенный дискомфорт. Вся проблема в том, что ранние нарушения не сопровождаются какими-либо симптомами, т.е. нет болей, это не мешает функционировать. Как правило, это небольшие изменения в яичке – оно становится плотным, в нем может определяться какой-то узел (причем чаще всего безболезненный).  Хочется обратиться к молодым мужчинам – если вы заметили какие-то изменения в ткани яичка, стоит обратиться к специалисту и выполнить весь, не очень большой и несложный, перечень обследований.

– Насколько легко рак яичка поддается лечению на ранних стадиях?

– На сегодняшний день успехи в лечении этого заболевания очень большие. И суммарно – излечиваемость при всех стадиях заболевания может составить до 95%. Это хорошие цифры, но достичь их можно, если лечение проходит правильно и скрупулезно.  Потому что это заболевание не прощает даже мелких ошибок. Обязательно должен выполняться жесткий алгоритм лечения.

Если говорить непосредственно о пациентах с минимальными изменениями, то в отличие от поздних стадий, лечение, которое они получат, будет более щадящим. Это, как правило, минимальный объем хирургического вмешательства – орхифуниколэктомия (удаление яичка с семенным канатиком) и, возможно, либо просто наблюдение, либо однократное введение химиопрепарата с минимальной токсичностью. Если же уже это более продвинутые стадии, то протокол лечения расширяется и, чем более запущен процесс, тем лечение будет более сложное и тяжелое. Кроме удаления яичка –  достаточно серьезная и токсичная химиотерапия (в интенсивном режиме), плюс еще возможны последующие достаточно обширные тяжелые хирургические вмешательства. При развитии заболевания мы тоже можем на сегодняшний день говорить о высокой эффективности его лечения. Однако, практически у четверти пациентов с III стадией  заболевания химиотерапия неэффективна. А ведь это единственный метод адекватного лечения пациентов с диагнозом «рак яичка». Поэтому важная задача – привлечь внимание молодых мужчин, чтобы они рано обращались за медицинской помощью.

– Встречаются ли доброкачественные опухоли яичка? Нужно ли сразу паниковать, если определяется уплотнение или узел?  

– Высокий уровень излечения от этого заболевания говорит о том, что паниковать в принципе не надо. Действительно, существуют и доброкачественные изменения в яичке, очень похожие на злокачественные. При этом даже те образования, которые относят к доброкачественным, могут озлокачествиться и стать очень агрессивным раком.  Поэтому и они подлежат хирургическому лечению.

– Если рак яичка – болезнь молодых, то возникает вопрос, насколько перенесенная болезнь влияет на дальнейшую сексуальную жизнь?

– На сексуальную жизнь заболевание и его лечение практически не оказывают никакого влияния. В большинстве случаев оставшееся яичко полностью все берет на себя, обеспечивает достаточный уровень  главного мужского гормона – тестостерона. На самом деле, даже его небольшая часть позволяет поддерживать адекватный уровень тестостерона у мужчины. Поэтому при сохранном втором яичке никаких проблем с сексуальной функцией, с либидо не должно возникать.

Другое дело, функция фертильности. Как я уже говорил, ряд пациентов, к сожалению, уже имеет нарушение фертильности даже до начала этого заболевания. К сожалению, это высокотоксичное, тяжелое лечение может приводить к развитию нарушений сперматогенеза в оставшемся яичке, это случается в половине случаев. Поэтому врач должен всегда предлагать и назначать пациентам, идущим на это лечение – криоконсервацию наследственного материала, спермы. Многие пациенты пользуются этой возможностью. Она позволяет им родить детей в будущем, после лечения. При этом надо понимать, что биологический материал еще не будет подвергнут высокотоксичной химиотерапии, т.е. он, так скажем, будет с минимальными нарушениями. Именно поэтому мы ориентируем всех пациентов на криоконсервацию спермы перед проведением лечения.