Главные о главном: Олег Иванович Кит отвечает на семь самых актуальных вопросов об онкологии

Кит Олег Иванович

Академик РАН, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский онкологический центр онкологии» Минздрава РФ, зав. кафедрой онкологии РостГМУ, главный внештатный специалист-онколог ЮФО, д. м. н., профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Профилактика, диспансеризация, скрининг. Что поможет своевременно установить диагноз?

Своевременность  один из важнейших факторов в онкологии. На ранних стадиях и в запущенных случаях мы получаем совершенно разные результаты лечения. Если при первой стадии мы говорим об излечении в 90% случаев, то при четвертой речь чаще идет о продлении жизни. Поэтому все перечисленные мероприятия: профилактика, диспансеризация, скрининг  служат одной цели и неразделимы друг с другом. Создание условий для раннего выявления, регулярное информирование и личное понимание каждого человека необходимости регулярно проверять свое здоровье при отсутствии жалоб помогут своевременно установить диагноз и оказать специализированную медицинскую помощь.

 

Современный врач-онколог  какой он? Почему следует забыть о синдроме «белого халата»?

Сегодня невозможно быть хорошим онкологом без знаний в области иммунологии, генетики, на которых базируются современные методы онкодиагностики, а также действия противоопухолевых препаратов. Онколог должен обладать знаниями и навыками современных методов лечения, в том числе бурно развивающихся малоинвазивных и высокотехнологичных. Необходимо знать актуальные нормативно-правовые акты, клинические рекомендации, строго регламентирующие тактику диагностики и лечения больных. Поэтому образ современного онколога  это, прежде всего, образ врача, который постоянно учится и развивает свои практические навыки. Он много читает, посещает научно-практические конференции, мастер-классы, стажировки, обязательно занимается научными исследованиями. Этому во многом способствует обязательная система постоянного непрерывного образования медицинских работников.

 

Что касается синдрома «белого халата», в онкологии чаще используется термин «канцерофобия»  боязнь рака, страх обращаться к онкологу, проходить обследование и получать лечение в онкологическом учреждении. Конечно, современный онколог также должен обладать знаниями в области медицинской этики и психологии: как правильно информировать человека о подозрении на онкологическое заболевание, мотивировать на прохождение обследования и сообщить о поставленном диагнозе. Однако люди должны понимать, что онконастороженность, высокая квалификация профильного специалиста-онколога, мультидисциплинарный подход в онкоучреждениях  гарантия получить эффективную высококвалифицированную помощь при диагностике и лечении рака.

 

Предупрежден  значит вооружен. Почему так важно быть в курсе современных проблем онкологии для пациентов и их родственников?

Как я уже говорил, современная онкология в последние десятилетия претерпела масштабные изменения в области знаний, в создании современных противоопухолевых препаратов, методов диагностики и лечения онкозаболеваний. Это привело к значительному скачку в подходах и, самое главное, результатах лечения рака. Поэтому люди должны знать и о современных достижениях в онкологии, и о проблемах, которые могут заставить их проявлять больше внимания и ответственности к своему здоровью, взглянуть на вопросы онкологии с другой стороны и развенчать мифы об этом заболевании.

 

Рак это не приговор. Какие методы лечения рака в настоящее время самые эффективные?

Конечно, не приговор. Еще 2030 лет назад мы видели совсем другую картину. Действительно, рак  сложное заболевание, а применяемые в онкологии методы являются достаточно агрессивными и могут вызывать осложнения. Хирургические вмешательства могут привести к удалению части или целого органа, но возможность излечения при этом высока и растет с каждым годом благодаря активному развитию науки и медицинской техники. В настоящее время существует широкий спектр препаратов, предотвращающих побочные эффекты химиолучевой терапии, появляются новые методики реконструктивно-пластических операций для восстановления возможных послеоперационных дефектов. Тяжелые, опасные для жизни осложнения бывают довольно редко и десятки тысяч пациентов переносят лечение удовлетворительно. Лечение опухолевых заболеваний  сложный многоступенчатый процесс, требующий индивидуального подхода к каждому больному. Поэтому в онкологической практике решение о необходимости и возможности применения того или иного подхода к лечению, в том числе выбора наиболее эффективного, а самое главное  их комбинации и правильной последовательности принимается по результатам консилиума врачей разных специальностей. Это позволяет добиться хороших результатов лечения. Тактика и результаты терапии зависят от многих факторов: биологических, молекулярно-генетических свойств самой опухоли, которые в каждом случае уникальны, гистологического типа, степени злокачественности, а также первичной локализации и степени распространенности опухоли.

 

Наука полководец, а практика его солдаты. Какие на ваш взгляд научные исследования наиболее перспективны в онкологии?

Наука не полководец. Полководцы это те практики, которые правильно ставят научные задачи, за счет чего и развивается медицина. Победить врага, в нашем случае рак, помогают эффективное оружие  качественные, результативные подходы диагностики и лечения. В последнее время на первом месте генетика, которая позволяет определять  таргетные мишени в онкологии, что поменяло сам подход к лечению онкозаболеваний.

 

Персонализированная медицина в онкологии  миф или реальность?

Персонализированная медицина в онкологии, несомненно, развивается. Ускорить процесс поможет материально-техническая база научно-исследовательских учреждений, которая требует дальнейшего совершенствования.

 

За плечами множество спасенных жизней, сложнейшие операции, большое количество пациентов, вышедших в ремиссию. Расскажите, пожалуйста, о самом запомнившемся случае из вашей практики, когда пациенту удалось победить болезнь.

Таких случаев, действительно, много. Впрочем, в последние годы современное техническое оснащение операционных и анестезиологические пособия нашего онкоцентра позволяют эффективно выполнять вмешательства при очень запущенных случаях, максимально сохраняя качество жизни пациента.  Самым запомнившимся случаем, пожалуй, могу назвать операцию по поводу рака печени у моей самой маленькой пациентки. Девочке на тот момент было всего 7 месяцев, крупная опухоль поразила всю левую долю печени. Хирургическая работа требовала филигранной точности и аккуратности, чтобы не повредить микроскопические сосуды и желчевыводящие протоки. Операция выполнена успешно, прошло уже больше пяти лет, ребенок живёт, готовится к школе на радость своей семье и нам, врачам-онкологам.