Как сообщить о диагнозе ребенку

Обсуждение темы болезни является трудной задачей. Как объяснить ребенку, что с ним происходит?

Согласно исследованиям, большинство детей понимают, что серьезно больны вопреки попыткам родителей и медиков защитить их. Периодически ребенок чувствует себя плохо, его часто осматривают врачи, ему приходится проходить неприятные и пугающие обследования и процедуры. Беспокойство родных и близких также не остаются незамеченными. И если не объяснить происходящее, ребенок может искать ответ в своем воображении, в своих страхах или в Интернете. Поэтому врачи соглашаются, что правда о болезни защитит ребенка от чувства вины и поможет ему в лечении.

Но возникает ряд вопросов: «Кто должен сообщить ребенку о болезни?», «Когда это сделать?», «Что именно сказать?».

Кто должен говорить с ребенком?

Для каждой семьи ответ на этот вопрос будет разным. Многое зависит от ваших взаимоотношений с ребенком. Может быть, вы решите поговорить сами или попросите лечащего врача помочь рассказать ребенку про его заболевание. В любом случае, вы или кто-то, кто близок с ребенком, должны быть рядом.

Если вы решите поговорить сами, обсудите предварительно все с кем-то, кто сможет помочь вам решить, что и как лучше сказать. Вам могут дать советы врач, лечащий ребенка или психолог. Бывает полезно предварительно обсудить эти вопросы с родителями других больных детей, могут помочь и члены родительских ассоциаций. Подумайте, что вы хотите сказать, порепетируйте перед зеркалом.

Когда говорить?

Так как вам лучше, чем кому-либо известны особенности вашего ребенка, вы лучше всех сможете выбрать подходящее время для беседы. Возможно, рассказывать все сразу не стоит, но лучше не откладывать разговор после установления диагноза. Чем продолжительнее молчание, тем больше вероятность, что у ребенка сформируются страхи, от которых будет трудно избавиться. До разговора с ребенком, вам важно понять, какой тип онкологического заболевания диагностирован и какое планируется лечение. Только тогда вы сможете помочь ребенку, предвидя его вопросы и отвечая на них, давая точную информацию.

Что сказать?

Количество информации и то, как вы будете говорить ребенку о болезни, зависит от его возраста и интеллектуального развития. Но всегда лучше мягкий, открытый и честный разговор. Мы предлагаем вам общие представления о связи возраста и уровня понимания, но ориентироваться надо на вашего конкретного ребенка. Вам необходимо быть очень внимательным к тому, что сам малыш думает и понимает о своей болезни, какие вопросы интересуют его в первую очередь.

От рождения до двух лет

Дети в возрасте до двух лет не в состоянии понять, что такое онкологическое заболевание. Для них важны непосредственно происходящие события, например, разлука с родителями. Дети, которым исполнился год, уже обращают внимание на то, что происходит вокруг них, и пытаются влиять на это. Они беспокоятся из-за обследований и процедур, плачут и пытаются убежать.

Ребенок старше 18 месяцев уже готов к тому, чтобы понять, что происходит вокруг него. Пожалуйста, не говорите ему, что вы идете не в больницу, когда вы туда идете, или, что процедура не будет болезненной, если это не так. Лучше всего быть честным с ним. Скажите, например, что, когда делают укол, больно только секунду и что плакать при этом можно, дайте ему понять, что вы знаете о его переживаниях и принимаете их. Такие объяснения укрепят его доверие к вам. Ребенку с онкологическим заболеванием важно позволить в какой-то мере контролировать происходящее, если этот контроль не мешает лечению. Например, если ему надо выпить лекарство, то хорошо, если он сам выберет, чем его запивать - яблочным или виноградным соком.

От двух до семи лет

Дети в возрасте от двух до семи лет в состоянии лучше осознать свою болезнь. Обычно они понимают происходящее с одной точки зрения - своей собственной. Дети в этом возрасте склонны классифицировать события по одному признаку, и их представление о болезни связано с каким-то специфическим событием, например, с тем, что им приходится лежать в постели или их поят куриным бульоном. В этот период дети часто думают, что причиной их болезни был какой-то поступок и что выздоровление придет само собой или благодаря выполнению ряда специфических правил.

Ребенка этого возраста необходимо успокоить тем, что ничего им сделанное или несделанное не могло быть причиной болезни, и что ни болезнь, ни лечение не являются наказанием за какие-то ошибки. Ему также важно объяснить цель проводимых медицинских процедур и еще раз напомнить, что они не являются наказанием.

Очень важно дать простые разъяснения относительно самой болезни. Полезными при объяснении диагноза могут быть истории, которые устанавливают связь между современным пониманием природы онкологических заболеваний и представлениями, доступными ребенку. Например, в возрасте от двух до семи лет формируются представления о добре и зле, и дети могут понять болезнь как битву между «хорошими» и «плохими» клетками. Тогда при приеме лекарств «хорошие» клетки становятся сильнее и побеждают «плохих».

От семи до двенадцати

Дети от 7 до 12 лет в состоянии осознать взаимосвязь между несколькими событиями, то есть они могут осознать болезнь как комбинацию симптомов. Реже они предполагают, что их заболевание - результат каких-то проступков. Они уже понимают, что необходимо принимать лекарства и делать то, что говорит врач.

Таким детям можно дать более подробные разъяснения сути онкологических заболеваний, но все-таки необходимо говорить на доступном языке и использовать сравнения. Вы можете, например, сказать, что различные типы клеток нашего тела выполняют разную работу. Подобно людям, эти клетки должны работать вместе, чтобы сделать свою работу. При этом клетки опухоли можно сравнить с теми, кто мешает работе "хороших клеток". Лечение помогает справиться с мешающими, чтобы "хорошие клетки" вновь могли работать слаженно.

И старше

Многие дети старше 12 лет в состоянии понять совокупность взаимоотношений между событиями. Поэтому в наших разъяснениях нет необходимости опираться только на их личный опыт: подростки в состоянии обдумать ситуацию, не похожую ни на что ими до этого пережитое. Дети этой возрастной группы могут определять болезнь не только через специфические симптомы и ограничения в обычных ежедневных занятиях, но также могут понять причины этих симптомов. Они в состоянии осознать, что симптомы являются результатом того, что измененные клетки нарушили нормальное функционирование их организма. Таким образом, мы можем объяснить онкологическое заболевание как болезнь, при которой некоторые клетки становятся «иными». Эти «иные» клетки растут быстрее нормальных, внедряются в другие части тела и нарушают их нормальное функционирование. И тогда задачу лечения можно описать как разрушение "иных" клеток, чтобы организм опять мог работать нормально.

Будьте готовы к общению

Ваше общение с ребенком по поводу его онкологического заболевания, подобно самому лечению, - это процесс, который проходит через различные фазы. По мере того, как вы вместе проходите через все эти этапы, продолжает формироваться его сознание, растет его интеллектуальный уровень и он задает все более сложные вопросы. Если вы готовы к спокойному и уверенному обсуждению болезни, это очень поможет вашему ребенку сейчас и укрепит ваши взаимоотношения в будущем.

Временами вы в присутствии ребенка можете испытывать очень сильные чувства и стараетесь скрыть их. Понятно, что родители не хотят обременять детей своими собственными страхами, гневом или печалью. Но дети в состоянии осознать, что их родители чувствуют. Фактически и дети, стремясь защищать родителей, могут скрывать от них свои чувства, собственные переживания. Если вам кажется, что ваши переживания влияют на взаимоотношения, может быть полезно поговорить с ребенком об этом. Расскажите ему, почему вы грустны, успокойте его, сказав, что не сердитесь на него.

В течение всего лечения важно помнить, что вы, ваш ребенок и все врачи, принимающие участие в лечении, являетесь одной командой по борьбе с болезнью. Чтобы справиться с ней, необходимо все время работать вместе. Как правило, ребенку проще активно участвовать в лечении, если он заранее будет знать, какие ему предстоят процедуры, если вы ему позволите самостоятельно принимать какие-то решения, конечно, когда эти решения не угрожают его здоровью. Обсуждение всего, что связано с лечением, очень важно, так как приводит к большему принятию ребенком лечения, помогает ему сохранить чувство самоконтроля и подталкивает его к сотрудничеству с врачами. Но следует помнить, что некоторые дети в любом возрасте рады всю полноту ответственности переложить на взрослых и не желают ничего знать заранее о предстоящих процедурах. Такую позицию ребенка необходимо учитывать, готовясь к разговорам с ним.