Как сказать о диагнозе братьям и сестрам заболевшего ребенка
Клипинина Наталья Валерьевна
Медицинский психолог, научный сотрудник Отделения Клинической Психологии ФГБУ НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, психолог БФ «Подари Жизнь»
Жизнь ребенка, который заболел и проходит лечение от онкологического заболевания, сильно и резко меняется. Однако подобные изменения происходят со всей семьей этого ребенка. Не исключением являются братья и сестры болеющего ребенка. Несмотря на то что внешне их жизнь не столь сильно изменилась и они продолжают жить дома, ходить в детский сад, школу, на занятия, общаться со сверстниками, в их жизни все равно происходит очень много перемен, в связи с которыми необходимым становится объяснение ребенку, что случилось и чем заболел брат или сестра. Ведь один из родителей (чаще мама) сопровождает больного ребенка на лечение, а значит, временно меняется состав семьи и распределение обязанностей в семье, изменяется уровень внимания и отношения, к которым привыкли дети в семье. Чтобы адаптироваться к этим переменам, требуется время и определенные усилия. От того, насколько детям понятно, что происходит, насколько распределить свои ресурсы, будет гарантирован успех адаптации.
Кроме этого, заболевание и отъезд на лечение обычно приковывает все внимание родителей, отъезд в больницу бывает внезапным для других детей, нередко взрослые стараются скрыть информацию про то, что произошло, чтобы не напугать детей. Однако как сказала французский детский психоаналитик Француаза Дальто: «Дети и собаки знают все». Напряжение, связанное с ситуацией, не может не передаваться другим детям в семье: они могут слышать обрывки разговоров, реакции взрослых, видеть изменение в их поведении. А фантазии детей о том, что происходит, могут быть гораздо более тяжелыми и драматичными. Заговор молчания со стороны взрослых по поводу болезни одного из детей может лишать других детей в семье возможности обсудить волнующие вопросы, поделиться своими переживаниями, получить поддержку со стороны взрослых и помощь справиться с происходящими изменениями.
Как только становится понятным, с чем столкнулась семья и что требуется для организации лечения больного ребенка, желательно объяснить происходящее его братьям и сестрам. Конечно же, в таких разговорах очень важно, чтобы взрослый справился (хотя бы в общих чертах) с собственной паникой, был хотя бы примерный план действий, был баланс негативной и позитивной информации.
Начало разговора может быть очень простым: с перечисления происходящих и очевидных для детей фактов. Например: «Вы уже, наверное, почувствовали, что ваш брат или сестра заболели и требуется особое лечение… мы сейчас все несколько взволнованы, много суетимся, пытаясь организовать все наилучшим образом». Затем можно посмотреть на реакцию детей и задать вопросы: хотят ли они более подробной информации, когда лучше поговорить — сейчас или позже? Важно подчеркнуть вашу готовность обсуждать и дальше все вопросы, которые могут появиться у детей.
В разговоре важно ориентироваться на возраст детей, их потребности, строить разговор, отвечая преимущественно на вопросы, волнующие детей. Братьев и сестер, например, может волновать вопрос, виноваты ли они в болезни сиблинга. Например, в силу развитости магического мышления, дети могут думать, что брат или сестра заболели из-за того, что они ссорились, по их вине. Часто детей может волноваться вопрос, не заболеют ли они тоже этой болезнью. Детям важно напомнить, что болезнь их брата/сестры не опасна для них и они не могут ей заразиться.
Важно не столько озвучить название диагноза, болезни ребенка (они могут быть непонятными и пугающими), сколько дать понять, с чем она связана (проблемы в костях, неправильно работает тот или иной орган, появились плохие клетки в крови). Немаловажным будет успокоить ребенка, подчеркнув, что у этой проблемы есть решение — лечение, и именно с его организацией связаны перемены жизни всей семьи на какое-то время. Желательно определить, на какое время, и указать, какие именно перемены.
Можно разбить разговор на несколько бесед, важно не перегружать ребенка излишней информацией, неоправданными тревогами и сомнениями. Медицинских терминов, непонятных и травмирующих слов лучше избегать. Нужно соблюдать баланс деликатности, открытости и честности в подобных разговорах с детьми.
Детям становится спокойнее, если при объяснении вы будете опираться на визуализацию, схемы, рисунки — как при объяснении того, что произошло с братом или сестрой, так и того, например, куда он поедет лечиться. Можно предложить на карте показать, где находится больница, показать картинки с сайта больницы, чтоб ребенок удостоверился, что с братом и сестрой будет все в порядке. Можно использовать календарь, отметив, какое примерно время вас не будет дома. В дальнейшем можно использовать различную специальную литературу или получить консультацию психолога, как объяснять те или иные ситуации как болеющему ребенку, так и его братьям, сестрам.
Важно обсудить с детьми, как будет устроена их жизнь теперь, кто будет о них заботиться, как можно будет связываться с вами, братом или сестрой. Важно дать понять, что данная ситуация — временная. Что вы будете продолжать быть в курсе их жизни, будете продолжать общаться и обязуетесь при возможности организовать общение детей друг с другом. Что, несмотря на обилие грядущих перемен, режим и распорядок дня не изменятся, основные потребности детей будут удовлетворены, рядом будут близкие, готовые поддержать и помочь.
Полезным будет обсуждение того, чем дети могут помочь брату/сестре в период лечения. Например, научиться чуть большей самостоятельности за это время, немного потерпеть лишения и разлуку, писать открытки или делать поделки для брата/сестры, думать о скорой встрече.
По мере лечения больного ребенка важно также держать братьев и сестер в курсе происходящего. Например, тех видов лечения и изменений, которые неизбежно происходят в процессе болезни и лечения. Это поможет предотвратить непредвиденные реакции детей при их воссоединении и будет способствовать укреплению доверия и эмоциональной связи между детьми.