Главная Актуальное

Андрей Каприн: рак не уходит на карантин

Андрей Каприн

Сейчас основная часть сил отечественного здравоохранения направлена на зараженных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, однако медицинская помощь пациентам с другими заболеваниями, в том числе онкологическими, оказывается в полном объеме. Обо всех особенностях лечения онкологических пациентов, мерах безопасности и лекарственном обеспечении в условиях пандемии в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал главный внештатный специалист-онколог Минздрава России, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии, академик РАН Андрей Каприн.

— Андрей Дмитриевич, понятно, что пациенты с онкологическим диагнозом наиболее уязвимы к возможному заражению новой коронавирусной инфекцией. Есть ли для них особые рекомендации по профилактике инфекции?

— Онкологические пациенты находятся в группе повышенного риска заражения любыми инфекционным заболеваниям. В период лечения иммунитет больного ослаблен как самой опухолью, так и непосредственно лечением. Все это создает дополнительную угрозу инфицирования. Я бы сказал, что онкологические пациенты находятся в группе риска по возможным осложнениям в случае инфицирования. Именно поэтому нашими основными рекомендациями для пациентов были и остаются — соблюдение режима самоизоляции и всех противоэпидемиологических мер: частое мытье рук, использование дезинфицирующих средств, ношение масок, ограничение контактов с посторонними людьми, соблюдении дистанции и так далее. Сейчас это особенно важно.

— Как быть тем пациентам, которые проходят плановое лечение, например, последовательные курсы химио- или лучевой терапии? В этот период лучше перенести визиты или продолжать в плановом режиме?

— Конечно, прерывание планового лечения крайне нежелательно. В первую очередь, это может отразиться как на эффективности лечения, так и на общем состоянии больного. Я не раз говорил о том, что рак не уходит на карантин, именно по той простой причине, что онкологическое заболевание не ждет. Поэтому нашим пациентам рекомендуется проходить лечение в соответствии с назначенным планом, если человек в настоящий момент не инфицирован COVID-19. Конечно, все индивидуально, и каждый случай обсуждается только с лечащим врачом. Возможны более длительные "каникулы" между курсами. Но при этом нужно быть максимально настороженными и внимательными к собственному состоянию, любые изменения необходимо контролировать и обсуждать с вашим доктором.

— Проводится ли химиотерапия пациентам с легкой формой заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией? Может ли химиотерапия убить вирус?

— Нет, если COVID-19 детектируется, то такие пациенты отправляются под наблюдение терапевта или инфекциониста по месту жительства в режим изоляции с последующим трехкратным тестированием.

Согласно рекомендациям наших зарубежных коллег, проведение химиотерапии на период инфицирования COVID-19 стоит отложить. Никто не испытывал цитостатики (противоопухолевые препараты – прим. ТАСС) для лечения COVID-19, хотя рекомендованные противомалярийные средства обладают некоторым подавляющим иммунитет действием.

— Какие возможности лечения остаются у онкопациентов, когда все силы здравоохранения брошены на борьбу с коронавирусом?

— Давайте еще раз проясним ситуацию. Борьба с онкологическими заболеваниями была и остается национальным приоритетом нашего государства. Недавно, выступая перед главами регионов, президент подчеркнул это еще раз. Именно поэтому мы не останавливаем работу профильных медицинских учреждений и по возможности оказываем помощь нашим пациентам в полном объеме. Да, пандемия вносит свои коррективы в работу лечебных учреждений нашей страны, многие из них действительно перепрофилируются для оказания помощи пациентам с COVID-19.

Однако вы знаете, что, согласно постановлению правительства, медпомощь пациентам с онкологическими заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы (сюда относится, в частности, сахарный диабет), а также находящимся на заместительной почечной терапии оказывается в полном объеме. Мы оказываем помощь пациентам со всей России, принимаем не только своих, но и тех граждан, которые проходили лечение в других, перепрофилированных или закрытых центрах.

— Министр здравоохранения РФ Михаил Альбертович Мурашко ранее отмечал, что телемедицина является важнейшим направлением развития здравоохранения. Пользуетесь ли вы такими технологиями?

— Центр широко применяет возможности телемедицины и консультирует в режиме "врач-врач". Для этого сейчас необходимо только одно лишь желание пациента получить консультацию в федеральном центре и вместе со своим лечащим врачом выйти на такой телемедицинский консилиум со специалистами НМИЦ радиологии Минздрава России по системе защищенной связи Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".

Отмечу, что за последнее время количество заявок на телеконсультации увеличилось в разы, мы помогаем нашим региональным коллегам разбирать сложные случаи, в крайних ситуациях — переводим пациента на себя. Также у нас работает система дистанционных патоморфологических консультаций, поскольку Центру присвоен статус референсного в этом направлении.

— Есть ли горячая линия непосредственно для пациентов?

— Конечно. В помощь пациентам с онкологическим диагнозом на базе Московского научно-исследовательского онкологического института (МНИОИ) имени П. А. Герцена организована бесплатная горячая линия на время эпидемии. 30 специалистов готовы помочь каждому обратившемуся за помощью и ответить на все волнующие вопросы в круглосуточном режиме. Ее номер 8 800 444 31 02.

— Какие меры предприняты в вашем центре в целях предотвращения заражения коронавирусом пациентов и врачей?

— Как и все медицинские учреждения мы приняли самые серьезные противоэпидемиологические меры. Помимо стандартных, таких как бесконтактное измерение температуры на входе во все клинические здания центра, и обработка рук антисептическими средствами, мы усилили меры по дезинфекции помещений, ограничили посещение пациентов, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении, а также ограничили допуск сопровождающих лиц. В МНИОИ им. П. А. Герцена работает группа волонтеров, как в стационаре, так и в поликлиническом здании, которые помогают маломобильным пациентам с передвижениями внутри нашего филиала. Поэтому мы просим родственников отнестись с пониманием к подобным, кому-то кажущимся строгим, мерам.

— Может ли пациент, который проходил лечение в региональном специализированном учреждении, и которое было закрыто на карантин или перепрофилировано, получить лечение в вашем центре?

— Безусловно, он может обратиться к нам. В рамках прямой линии с нашими пациентами-подписчиками моего аккаунта в Instagram, и через горячую линию, и на наши официальные ресурсы я получаю огромное число обращений от граждан. Понимая сложность ситуации, мы упростили процедуру по маршрутизации пациентов, и на лечение принимаем и без направления в случае действительной необходимости. Однако единым условием для всех граждан, поступающих на амбулаторное лечение в центр, остается обязательная сдача анализа на COVID-19. Поэтому пациентов из регионов мы просим заранее планировать свое время и пребывание в Москве. Для консультации рекомендуется иметь при себе все выписные эпикризы и диски с исследованиями за последние годы, а также гистологические исследования для их пересмотра на нашей базе.

— Нужно ли пациентам сдавать анализ на коронавирус перед госпитализацией или перед приездом в вашу клинику?

— Все без исключения пациенты, прибывшие на госпитализацию, проходят тесты на COVID-19 и сутки находятся на абсолютной самоизоляции, чтобы исключить любые социальные контакты. Этой мерой мы пытаемся защитить не только самих пациентов, но и наших врачей.

— Как обстоят дела с лекарственным обеспечением онкопациентов? Не наблюдается ли проблем в связи с пандемией?

— На горячую линию, форумы и в рамках прямых эфиров мы получаем жалобы граждан по поводу отсутствия сейчас тех или иных препаратов. Их закупкой и выдачей занимаются непосредственно диспансеры на местах. Если они не в силах решить вопрос, мы подключаем главных онкологов Минздрава России, чтобы решить задачу по каждому конкретному случаю. Также мне бы хотелось напомнить слова министра здравоохранения РФ Михаила Альбертовича Мурашко о том, что выделенные средства на закупку лекарственных препаратов в этом году сохранятся в полном объеме, поэтому каких-то глобальных проблем с закупкой и получением препаратов возникнуть не должно.

— Многие столичные федеральные центры перепрофилированы для приема пациентов с COVID-19, коснулось ли это Медицинского радиологического научного центра (МРНЦ) им. А.Ф. Цыба в Обнинске?

— Да, действительно на базе МРНЦ им. А.Ф. Цыба открыто резервное инфекционное отделение для больных COVID-19 на 60 коек. Прежде всего, оно ориентировано для оказания помощи пациентам Калужской области. Кроме того, с 7 апреля центр в собственной диагностической лаборатории приступил к выявлению коронавируса методом полимеразной цепной реакции. Диагностика осуществляется с применением официально разрешенных Роспотребнадзором тест-систем, обеспечивающих максимальную достоверность информации. Результаты исследования можно получить в течение 24-48 часов.

— Как скоро планируется открытие федеральных медучреждений, перепрофилированных для лечения пациентов с COVID-19, для приема профильных больных?

— Вы задаете сложный вопрос, на который нет ответа ни у меня, ни у кого-либо еще. Мы, как и все, следим за ситуацией, и оказываем помощь как пациентам с COVID-19, так и нашим онкопациентам. Наверное, как только выпишем последнего пациента и такая помощь больше не потребуется, мы незамедлительно вернемся к нашей прежней жизни и прежнему режиму работы.

 

Источник: https://tass.ru/interviews/8391689

Фото: из источника